Alessi: "Фабрика мечты" в мире дизайна
20.08.2015Итальянская марка Alessi заметно выделяется на фоне прочих производителей кухонной посуды и аксессуаров. Все дело в том, что здесь создают вещи, которые воплощают идеи самых талантливых и самобытных дизайнеров и архитекторов эпохи.
В разные годы с Alessi сотрудничали Филип Старк, Альдо Росси, Майклом Грейвсом и , а также – несколько десятков других выдающихся имен. В поисках собственного стиля и выразительности, дизайнеры бренда не стесняются эклектики и смело обыгрывают уже использованные ранее идеи. Тем не мене, каждая коллекция – это целое событие. Мы попробуем присмотреться к прошлому и настоящему Alessi, чтобы понять, за что именно ее продукция так любима кулинарами по всему миру.
Миссия: бесконечное творчество
С момента своего основания в 1921 году в Alessi всегда ставили во главу углу творческий потенциал и высочайшее качество. За свою почти вековую историю марка успела стать одним из лидеров в области дизайн-фабрик Италии и не только. А все потому, что все эти годы Alessi активно привлекала к сотрудничеству лучших дизайнеров современности. На протяжении всего своего развития компания стремилась аккумулировать богатые культурные традиции своего региона с мировым опытом, чтобы создать интернациональный продукт. Который бы, в то же время, оставался самобытным и выразительным.
К слову, здесь действительно чтут традиции. И по сей день многие изделия под маркой Alessi выпускаются на фабрике в Крузиналло по особой технологии, как и много лет назад. Правда, не из мягких металлов, а из нержавеющей стали холодной закалки.
В то же время, сегодня фабрика использует множество других материалов: пластик, стекло, фарфор, дерево. Однако годами отработанные технологии применяются на каждом этапе производства – даже если это происходит за пределами Крузиналло, на многочисленных заводах по всему миру.
На современном этапе свою миссию Alessi формулирует как трансляцию передового опыта современной культуры и дизайна массовому потребителю. И делает это, что примечательно, в наиболее доступной и функциональной форме. В своей посуда и аксессуарах Alessi доносит до нас идеи выдающихся мастеров, добавляя немного креативного начала в повседневную жизнь. Так появилась концепция «фабрик мечты».
«Фабрики мечты»: наследие мирового дизайна в изделиях Alessi
В далеком 1921 году итальянец Джованни Алесси, вместе со своим братом, основал в городке Оменьо фабрику по производству стальной посуды и аксессуаров. Чуть позже его сын – Карло – придал этим изделиям особый облик. Так началась эпоха дизайнерской кухонной утвари и предметов декора.
Первые шаги в данном направлении были сделаны под вдохновением от австрийских и английских изделий в авторском дизайне, выпускаемых ведущими брендами. Благо, период 20-х гг XX века был богат на яркие имена и стили. Так появились превосходного качества посуда и предметы сервировки из стали с покрытием из никеля и серебра.
Вплоть до 70-х гг дизайн изделий марки разрабатывался собственным техническим департаментом. Сам Карло Алесси, возглавлявший компанию до 50-х гг (вместе с братом Эттором), принимал участие в создании новых коллекций. После чего началась эра массовой продукции под новым брендом – ALFRA (Alessi Fratelli – «Братья Алесси»).
Постепенно Alessi начала привлекать к сотрудничеству сторонних дизайнеров, первыми из которых стали итальянцы Луиджи Массони, Карло Маццери и Ансельмо Витале. Результат не заставил себя ждать: в конце 50-х изделия марки получили престижные награды XI Миланской Триеннале.
В 70-х гг компанию возглавил внук основателя – Альберто Алесси. Именно в этот период были заложены основы для последующего становления Alessi как группы «Фабрик итальянского дизайна». Изменился и подход к созданию новых коллекций: компания сделала ставку на то, чтобы выпускать изделия, которые бы в полной мере отвечали потребностям и вкусам разных групп. В первую очередь – мужчин и женщин. Дизайн развивался, одновременно, по пути воплощения креативных идеи и функциональности каждого предмета. Именно в этот период Alessi сотрудничает со знаменитым Филипом Старком, а также – Алессандро Мендини, Альдо Росси, Майклом Грейвсом, Франко Сарджьяни и другими. У марки появился свой уникальный логотип. Знаковая встреча Альберто Алесси с итальянским дизайнером и архитектором Эттором Соттсассом в 1972 году, во многом, определила вектор развития марки. Будучи харизматичным, разносторонним и невероятно талантливым, Соттсасс считался настоящим гуру дизайна той эпохи. Еще одно имя, которое стоит упомянуть – Рикардо Далиси – неаполитанец, привнесший в изделия Alessi дух своей самобытной культуры, пропитанной ярким южным солнцем и семейными итальянскими ритуалами.
В 80-е Alessi презентовала свой новый проект под названием «Tea & Coffee Piazza» - совместное детище Альберто Алесси и Алессандро Мендини. В рамках проекта компания поставила своей целью раскрыть новые таланты в области дизайна бытовых предметов и кухонных аксессуаров. Это позволило закрепить статус «Фабрик итальянского дизайна», более того – распространителя основных идей этого дизайна по всему миру.
Тогда же были выпущены первые ножи под маркой Alessi, созданные гениальным Акилле Кастильони. Он был автором множества других признанных шедевров и идейным вдохновителем коллекций бренда вплоть до 2002 года.
Также в 80-е на дизайн аксессуаров Alessi, во многом, повлиял Майкл Грейвс. Именно ему принадлежит дизайн знаменитого чайника в виде маленькой красной птички, ставшего настоящей иконой и послужившего мотивом для многих других изделий. Тогда как арт-директор компании – Массимо Мороцци – воплотил совершенно новую модель создания дизайна того или иного изделия.
На 80-е пришелся и период сотрудничества марки с легендарным Филипом Старком, который сумел привнести в изделия бытового назначения немного настоящей поэзии, творчества, настоящих эмоций.
В 90-е Alessi открывает свой центр для обучения молодых дизайнеров. К тому времени многие признанные и начинающие творцы уже стремились сотрудничать с компанией. Также в этот период Alessi впервые принимает решение использовать пластик, дерево, фарфор, стекло и керамику в качестве альтернативы металлу. А известный во всем мире архитектор Фрэнк Гери вошел в историю компании своими экспериментами с органическими и сверхлегкими материалами. Не менее ярким и плодотворным было сотрудничество с итальянцем Стефани Джованнони , который активно работал с разноцветным пластиком, а также классической сталью.
В 90-е Alessi испытала влияние барселонской школы – благодаря ее представителю архитектору Луису Клотету и его уникальным комбинациям из металла и органики, каталонских традиций и новейших технологий.
В 1998 году был открыт Музей Алесси на родине компании – в Крузинальо. С этих самых пор все наследие компании в области дизайна представлено здесь – для всех желающих.
Наконец, в новом тысячелетии Alessi окончательно поворачивается в сторону эклектики. На этот раз творения ведущих дизайнеров, сотрудничающих с маркой, представлены в новом проекте – Теа & Coffee Tower. В их числе – Ян Каплики, Дэвид Чепперфильд, Массимилиано Фуксас, Тойо Ито и другие. Несколько в стороне от всего этого стоял Виэль Аретс – выдающийся немецкий дизайнер, который не укладывался ни в один из стилей и категорий. Он создал для Alessi целую серию аксессуаров, которые по-новому раскрывали взаимоотношения между пользователем и предметом.
Компания начинает выпускать изделия под тремя саб-брендами: Alessi – массовая продукция широкого применения, среднего и высокого ценового сегмента; Officina Alessi – экспериментальные продукты премиум-класса в авторском дизайне; AdiAlessi – доступные кухонные принадлежности и аксессуары.
Также в 2000-е с Alessi начинает работать Джулио Лачетти, получивший мировую известность благодаря сотрудничеству с крупнейшими брендами.
На современном этапе Alessi продолжает открывать яркие имена в области мирового дизайна и выпускает все новые уникальные предметы, которые призваны привнести искусство в нашу повседневную жизнь. В качестве важнейших приоритетов компания заявляет также заботу о безопасности и экологии, активно участвует в социальных и благотворительных проектах.